четверг, 14 февраля 2013 г.

Последний романтик минувшей эпохи. Главные виктории Виктора Цоя.

Виктор Робертович Цой — певец, гитарист, автор популярнейших песен, актёр, художник и лидер российской рок-группы "Кино" (Ленинград). Группа "Кино" явилась одним из крупнейших художественных феноменов, рождённых отечественной рок-культурой, а её харизматический лидер Виктор Цой (21 июня 1962 — 15 августа 1990) стал, словами его песен, "последним героем" золотой эпохи русского рока. 

источник



Москва начала девяностых, по воспоминаниям современников, бурлила от избытка харизматических личностей, в то время как в провинции их количество ещё не превысило критической массы, и в результате именно Ленинград стал колыбелью отечественной рок-культуры: "новая волна" отечественной рок-музыки родилась именно на невских берегах.
Последний романтик минувшей эпохи
В Ленинграде и родился Виктор Цой — 21 июня 1962 года. Начало его биографии вполне обычное. Мама — учитель физкультуры в школе, папа — инженер. Зовут их Валентина Васильевна и Роберт Максимович. В семь Виктор лет идёт в школу, где работала его мама. Параллельно учится в средней художественной школе, и после восьмого класса, в 1978 году, поступает в художественное училище им. В. Серова. Впрочем об этом чуть позже, сначала — о гитаре. В то время, да и во все времена, сказать своё слово друзьям под гитару было проще, чем, к примеру, напечататься в газете, или создать живописное полотно, а тем более устроить художественную выставку. Это было понятно — и Виктору Цою и его друзьям, которые стали исполнять бит собственного сочинения. Так появилась группа "Палата № 6" (1976 год), которую организовали Виктор Цой и М. Пашков. 
Именно в этот период Цой начал сочинять собственные песни. А через пять лет, осенью 1981 года, появилась группа "Гарин и Гиперболоиды" в составе: Виктор Цой, Алексей Рыбин ("Рыба"; гитара и вокал) и Олег Валинский ("Базис"; барабаны). В ноябре музыканты вступили в Ленинградский рок-клуб. Весной 1982 года стали называться "Кино" и записали свой альбом "45" (названный так по длительности его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков, а в роли сессионных музыкантов — все участники группы "Аквариум". Почему – Аквариум? Говорят, что однажды, возвращаясь с загородного концерта, Борис Гребенщиков услышал в электричке песню Виктора Цоя в его исполнении ("Мои друзья идут по жизни маршем"). И после этого началось более близкое знакомство. С помощью Гребенщикова Цой, Рыбин и басист Михаил Васильев ("Аквариум") и записали альбом "45". Гребенщиков играл на гитаре. 
Песни из того альбома "Время есть, а денег нет", "Электричка", "Белая гадость" и "Бездельник" становятся хитами. Записи стали расползаться по стране, о группе заговорили. Чуть позже группа Кино, взяв напрокат будущего барабанщика "Зоопарка", записывает у звукорежиссёра Андрея Кускова в студии Малого драматического театра несколько песен, такие как "Весна" и "Последний герой", впоследствии вошедшие в пластинку "Неизвестные песни Виктора Цоя". На тот момент запись была Виктором забракована, и распространения до поры до времени не имела. 
В начале восьмидесятых группа даёт успешные концерты в столице. А в мае 1984 года "Кино" в составе: Виктор Цой, Юрий Каспарян (гитара), Александр Титов (бас-гитара) и новый барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов становятся лауреатами Ленинградского рок-фестиваля. Это была своего рода сенсация. По горячим следам выходит знаменитый альбом "Начальник Камчатки". 
1984 год, Петергоф

А на дворе в это время уже перестройка. В воздухе витают свежие музыкальные идеи. В 1985 году, после получения очередного лауреатского звания на очередном рок-фестивале, музыканты сели в студию, чтобы записать очередной альбом "Ночь". Однако не всё пошло гладко, и вместо него был записан магнитоальбом "Это не любовь", быстро разошедшийся по стране. В начале 1986 года группа допишет альбом "Ночь", который позже выйдет пластинкой на фирме "Мелодия"; в том же году был записан и альбом "46". В конце 1985 года, добавим, Титова сменил бас-гитарист Игорь Тихомиров. С этого момента и до самого конца состав "Кино" оставался неизменным.
Советская рок-элита, о которой узнали на Западе в конце восьмидесятых
А популярность группы растёт как на дрожжах. Песни "Кино" отличались обилием свежих мелодических находок, а в талантливых текстах Виктора Цоя имела отражение, по словам критиков, романтико-героическая поэтика. В 1986 группа с успехом выступила на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в Москве. В конце 1986 года в Америке вышла двойная пластинка Red Wave, спродюсированная рок-певицей Дж. Стингрей, на которой, наряду с записями групп "Аквариум", "Алиса" и "Странные игры", были записаны песни "Кино". Позже Стингрей вышла замуж за гитариста "Кино" Юрия Каспаряна. А после успеха альбома "Группа крови" (1988), а также появления группы "Кино" в фильме Сергея Соловьева «Асса», страну охватит настоящая "киномания". Романтический герой Виктора Цоя оказался необычайно созвучен настроениям молодых слушателей "поколения перемен". 
Легендарный сборник "Красная волна"
После завершения съемок в картине Р. Нугманова "Игла" (1989) группа вернулась к активной гастрольной жизни. В рамках движения "Next Stop" они гастролировали в Дании, выступили на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли участие в советско-итальянском рок-фестивале "Back In The USSR" в Мельпиньяно. В 1989 году вышел альбом "Звезда по имени Солнце", который впервые в истории группы был записан в профессиональной студии. Казалось, "Кино" обречено на дальнейший оглушительный успех. Но 15 августа 1990 Виктор Цой погиб в автокатастрофе. 
Вот такая вкратце история группы Кино, которую, конечно все знают. Как многие из нас знают и то, что альбом "Группа крови", вышедший в конце 1987 года, по вопросам официальных и неофициальных изданий, стал лучшим альбомом 1988 года. Считается, что это самая зрелая работа "Кино" — Виктор Цой сумел спеть об общечеловеческих ценностях в столь конъюнктурный период. Американская критика особенно высоко оценила альбом, найдя его более свежим и достоверным, чем вышедшие там одновременно диски Гребенщикова и "Звуков Му"... Что ещё добавить. Трое оставшихся участников группы сумели доработать "неизданные" записи последних песен Цоя, известную сегодня как "Чёрный альбом". Позднее, усилиями вдовы Цоя, Марьяны, вышел альбом "Неизвестные песни Виктора Цоя", включавший ранние записи "Кино", а на протяжении девяностых годов всё творческое наследие группы было переиздано на компакт-дисках "Moroz Records". В 1996 году издан совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в Москве ещё, аж, в январе 1985 года. 
Штрихи к портрету. Дон Кихот, который мечтал стать Брюсом Ли.
Первая гитара, которую родители подарили Вите, появилась в пятом или шестом классе. Уже в восьмом он организовал в школе свою группу. Начал пытаться что-то сочинять. Отец Виктора Роберт Максимович вспоминал о том времени: "Помню, запрётся в ванной, чтобы мы не слышали, и играет". А ещё рассказывают, был такой случай. Родители уехали на юг, оставили Цою девяносто рублей из расчёта греха в день. А у Цоя была мечта, как и у всех — двенадцатиструнная гитара. Он побежал и тут же её купил. Почти сто рублей она стоила в те годы и по тем деньгам — считай, месячный заработок. 
Маленький Витя
Хотел ли он стать художником, когда после восьми классов, в 1977 году, поступил в художественное училище им. Серова? Способности у него были. Они проявились у него с раннего детства: он хорошо рисовал, лепил, поэтому родители с четвёртого класса и записали его в художественную школу. Однако из училища им. Серова Виктора со второго курса отчислили, официально — "по неуспеваемости". Родители Виктора были уверены, что это было, скорей, связано с гонениями в то время на рокеров. Отчислили не одного Виктора, а целую группу, в которой были очень способные начинающие художники, и которых только за неуспеваемость исключить просто не могли. 
Участие в рок группе, занятие музыкой, "растлевающей" советскую молодежь было тогда вполне достаточным основанием, чтобы отчислить любого, даже самого способного учащегося. А вообще-то ему было скучно там учиться. Поступил он на оформительское отделение, и многое оказалось вдруг неожиданно неинтересным — виды газетных шрифтов, их размеры и прочее явно не художественное творчество. В училище, кстати, он также успел создать группу. Но с его отчислением она тут же распалась. 
Виктор идёт штамповщиком на завод и одновременно в вечернюю школу. Ему хотелось читать, рисовать и конечно играть на гитаре, но из-за работы был лишён всего этого. Работа у штамповочного пресса — дело тяжелое. Поэтому снова пошел учиться – теперь уже на резчика по дереву. Было такое ПТУ в Ленинграде, где готовили краснодеревщиков с резьбовым уклоном. Он ещё и в театральный институт пробовал поступать, на кукольное отделение. Ему это дело нравилось. Но не поступил... Стал краснодеревщиком. А однажды, на одной из вечеринок Цой встретил будущую жену Марианну. Через год они стали жить вместе, сняли квартиру, поженились. У них родился сын Александр. Увы, брак оказался недолгим: во время съемок "Ассы" Виктор познакомился с актрисой Натальей Разлоговой. Они жили, что называется, гражданским браком: до конца его дней Марианна так и не дала согласия на развод…

Личная жизнь Виктора Цоя
Вот вернёмся к творческим штрихам из биографии Виктора Цоя, которые раскрывают его художественные черты характера. С осени 1982 года Виктор работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву, и тогда же увлекается резьбой нэцке — небольшие фигурки из кости или другого материала — в то время популярный у нас вид традиционного японского искусства. И говорят, научился их делать настолько мастерски, будто учился этому искусству долгие годы у восточных мастеров. Вырезанные фигурки он щедро раздаривал приходившим к ним с Марианной домой друзьям. Он вообще увлекся восточными культурами — китайской и японской. "Наверное, людям, которые Витьку не знают, сложно представить, что мальчик, который в то время учился в ПТУ на резчика по дереву, что называется "необразованный", был на вполне сносном уровне знаком с древней китайской культурой", — так вспоминает о нём Борис Гребенщиков. И потому не случайно интересовал Виктора жизненный путь Брюса Ли, который стал его кумиром.
Вот интересный рассказ известного нашего музыкального критика Артемия Троицкого. "Как-то мы с Цоем говорили о литературных и прочих кумирах, и я упомянул своего любимейшего Дон Кихота". "Нет, это не мой персонаж, — сказал Цой, — он не сконцентрирован, он слаб". Персонажем Виктора Цоя стал Брюс Ли, великий мастер кун-фу, вставший в один ряд с легендами мирового кино. К примеру, Виктор мог без отрыва пересматривать все фильмы с Брюсом Ли, какие только в тот момент оказывались в доме. А "Войти в дракона" — главный «брюсовский» фильм — смотрел как, по воспоминаниям Б. Гребенщикова, минимум раз пятнадцать. И хотя на стене в комнате Виктора висели нунчаки, вообще-то, как вспоминают его друзья, Виктор, в отличие от киношного героя, драться на улице не любил и стычек по возможности избегал…

Рисунки Виктора Цоя
…Загадка смерти Виктора Цоя так и осталась загадкой — почему его Москвич в Юрмале, на прекрасных курортных дорогах Латвии выехал на встречную полосу. Жизнь — это не кино, в котором его любимый герой Брюс Ли преодолевал все козни врагов и выходил победителем. Можно ли поставить точку в этом деле? Удовлетворяет ли нас ничем не доказанное предположение, что Цой заснул за рулем? Впрочем, накануне он много работал, а встать пришлось рано — может, и в самом деле уснул. Следствие проводила майор Ашмане — опытный латышский криминалист. В возбуждении уголовного дела им было отказано — за "отсутствием состава преступления". 
Он ушёл от нас 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут как романтический герой Дон Кихот — в очередной раз в своей жизни (уже не фигурально говоря, а воочию) выехав на встречную полосу. Виктор Цой не уступил своему любимому герою в главном — по большому гамбургскому счёту он остался навсегда в наших глазах победителем и подлинным молодёжным героем. Не просто поэтом, музыкантом и артистом — он стал олицетворением той непростой эпохи, в какую ему суждено было родиться и прожить не долгую, но яркую жизнь…

Комментариев нет:

Отправить комментарий