пятница, 24 мая 2013 г.

«Болотное дело»: сначала брали отцов, теперь - детей

Власть может пойти на тотальные репрессии против политических активистов

Усилиями следственных органов в орбиту уголовного дела о беспорядках 6 мая 2012 года на Болотной площади продолжают попадать новые люди. 23 мая утром сотрудниками Следственного комитета (СК) были проведены обыски у активистов «Левого фронта» Василия Кузьмина и Дениса Курайши. У последнего в тот же день органы опеки забрали двух детей. 

источник

Накануне замгенпрокурора Виктор Гринь уже отправил на рассмотрение в суд материалы на 12 из 28 человек, проходящих по Болотному делу.

Василий Кузьмин известен многим левым как сторонник находящегося ныне под домашним арестом лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова. Он неоднократно выступал на различных митингах и был участником многих акций протеста. В то же время, Василий никогда не позиционировал себя как один из лидеров организации. Тем не менее, с обыском пришли и к нему.

В момент обыска с ним в квартире находились его друзья-активисты Елизавета Пучкина и Кристина Краснова. Как рассказала «СП» Кристина Краснова, дружба тоже может стать основанием для подозрений:

– Вчера вечером я заехала к своему другу Василию с ночевкой. А утром к нам пришли гости. Звонок был сломан, и нас разбудил страшный грохот. В ходе обыска изъяли некоторые вещи. Особых подробностей рассказать не могу, так как с меня взяли подписку о неразглашении. После обыска Василия Кузьмина забрали в Следственный комитет. Он пока проходит как свидетель. Мне сказали, что я тоже прохожу как свидетель, и вручили повестку. В среду я должна буду явиться в СК на допрос.

Конечно, в квартире они перевернули всё верх дном. Но в принципе, обыск проводили корректно. Были достаточно милы с нами, с таким своим юморком. Мне сказали, что они могут меня отправить почитать Ленина.

Мы не теряем присутствия духа. Всё равно победим рано или поздно.

Активист «Левого фронта» Денис Курайши на многих массовых мероприятиях отвечал за безопасность. Под этим часто подразумевается чисто распорядительская функция: установить звуковую установку, обеспечить проход выступающих к микрофону. Однако сотрудники СК решили, что и у таких людей могут быть интересные для следствия материалы. Самого Дениса дома в момент обыска не оказалось. Зато были дома брат и дети.

– Утром пришли органы опеки и забрали детей, – рассказал «СП» Денис Курайши.

– Я утром поехала на работу, и мне позвонили, что в нашей квартире обыск, – уточняет его жена Земфира. – Потом выяснилось, что органы опеки забрали детей. Во время обыска в квартире присутствовал брат Дениса. Старшему ребенку 9 лет, его забрали прямо из школы. Младшему – 7 лет. Его забрали из дома, в тот момент, как его собирались отвести в садик.

Обыски в домах активистов «Левого фронта» в столице и регионах, обвинения против лидеров, приостановление деятельности заставляет предполагать, что власти всерьез взялись за организацию. Координатор Форума Денис Зоммер говорит, что в нынешней ситуации политическим активистам остается только оставаться честным перед своей совестью:

– На мой взгляд, всё это происходит потому, что власть сама понимает отсутствие какой-то доказательной базы по событиям 6 мая 2012 года. Это сделали для того, как я считаю, чтобы показать обществу, что есть Кремль, который ведет себя конструктивно, и есть оппозиция, желающая устроить очередной «русский бунт». Как мы видим, сейчас под маховик репрессий попадают совершенно случайные люди.

Нынешняя череда событий говорит о том, что усиленно ищут некоего «козла отпущения». Видимо, им станет ряд известных организаций вроде «Левого фронта» и других, входящих в Форум левых сил. Взялись за Сергея Удальцова. В качестве доказательств нам предъявляют мутные записи из телевизионных псевдодокументальных фильмов.

При этом складывается ситуация, что государство, запустив маховик репрессий, уже само не знает, как его остановить. Хочется довести процесс до конца, и поэтому приходят уже к не самым ярким фигурам в оппозиции. Выискивают тех, кто есть на фотографиях с митингов, кто просто был в какой-либо организации. Тем самым хотят показать людям, что с ними будет, если они не будут поддерживать такую хорошую, замечательную и созидательную власть.

В то же время интересен и другой факт. Инициатива депутатов Бориса Кашина и Анатолия Локотя об амнистии по Болотному делу нашла поддержку у уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина.

У власти есть выбор. Можно продолжать преследования активистов, параллельно через свое телевидение и СМИ внушая: «Посмотрите, они хотели захватить Кремль и установить в России прозападный режим». Но такой сценарий чреват полным отторжением власти от общества.

Второй вариант – это объявить амнистию. Однако для этого власть должна понять, что Россия существует не первый год, и всё равно придется прислушиваться к оппозиции, вести с ней диалог. Нужна воля, чтобы показать способность к этому диалогу и к прощению. Хотя вопрос прощения весьма спорен: за что прощать, если граждане, как я считаю, ни в чем не виноваты? Но это был бы для власти самый удобный выход.

«СП»: – Если сейчас берут всех подряд, что можно посоветовать активистам? Всем им надо собраться и уехать из страны или терпеливо ждать, когда придут за ними?

– Я думаю, что посоветовать можно только одно. Большинство активистов, которые принимали участие в гражданских акциях протеста, не должны бояться. Ведь они ни в чем не виновны, они ничего не совершали противозаконного, и потому им не в чем оправдываться.

К сожалению, от обысков и арестов никто не застрахован. Остается только сохранять внутреннее спокойствие, самообладание, продолжать разъяснять ту позицию, с которой они выходили на акции протеста. Необходимо, пока есть такая возможность, рассказывать людям правду о событиях на Болотной.

Конечно, если репрессии будут продолжаться в нынешнем формате, то вряд ли удастся избежать дел против большинства активистов. Но следует помнить, что история в итоге всё расставит на свои места. К примеру, что кто не говорил про декабристов при Николае Первом или участников революции 1905 года при Николае Втором, как их не называли смутьянами или не обвиняли в попытке государственного переворота, правда стала известна народу. Надо просто воспринимать ход событий в истории как возможность для изменений к лучшему. Многим обывателям кажется, что исторический процесс предначертан и его нельзя изменить. Нет, сценарий развития зависит от всех нас, – подчеркивает Денис Зоммер.

Репрессии политических активистов стали одной из основных тем посвященных России главе ежегодного доклада международной правозащитной организации Amnesty International. Документ рассказывает о самых острых вопросах в сфере прав человека в 159 странах. Для многих государств наиболее важными проблемами стали положение мигрантов и беженцев, появившихся вследствие военных конфликтов. Для России же это свобода собраний, свобода слова, пытки, необъективное правосудие, преследование правозащитников. Особое место занимает и Болотное дело.

– Дела в России с правами человека обстоят плохо. В течение прошлого года ситуация ухудшалась, – говорит глава московского представительства Amnesty International Сергей Никитин. – После возвращения Путина на президентский пост в стране были приняты различные изменения законодательства. И все они были направлены, как мы считаем, на подавление инакомыслия, критики власти и мирных акций протеста. Ситуация с правами человека изменилась очень сильно и в худшую сторону.

Вечером 23 мая стало известно, что детей семье Курайши вернули.

- Да, это так. Но надолго ли? - говорит жена активиста Дениса Курайши Земфира. - В полиции, куда отвезли детей, меня заставили подписать бумагу о том, что я плохая мама, а дети живут в антисанитарных условиях и постоянно голодные. Мне сказали, что против меня за это собираются возбудить административное дело и назначить штраф. Что будет дальше, я не знаю.

«СП»: - Зачем надо было подписывать такую бумагу?

- Мне сказали, что иначе детей не отдадут. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий