пятница, 21 декабря 2012 г.

Поколение сирот: ВИЧ-инфицированные дети Южной Африки


62-летняя Мария Мокоена вместе со своими внуками в поселке Александра, Йоханнесбург, Южная Африка, октябрь 2012 года. После того, как в 2003 году старшая дочь Марии Мокоены умерла от СПИДа, бабушка стала заботиться о своих внуках Эрнесте, которому сейчас 21, и Лебусе, недавно ему исполнилось 17. В мае этого года от ВИЧ-инфекции умерла ее вторая дочь, оставив Марии на воспитание еще пять внуков: 8-летнего Тедди, 13-летнюю Хэппи и 15-летнюю Шарон, 17-летнюю Мбонгени и 23-летнего Линео. Дети не знают, что стало причиной смерти их матерей. «Они слишком молоды, чтобы понять такое,» признается Мария. «Эта болезнь съедает тебя изнутри. И все-таки я мечтаю о лучшей жизни для своих внуков. Я хочу, чтобы они стали бухгалтерами».


Однажды ночью 2003 года Агнес Дламини проснулась от плача своего внука-младенца. Его мать — дочь Дламини умерла после продолжительной болезни. Беспомощный ребенок лежал на ее истощенном теле и жадно сосал грудь своей умершей матери.
Теперь уже не для кого ни секрет, эта трагедия стала результатом отказа Южной Африки от борьбы с распространившейся ВИЧ-инфекцией. Но тогда об этом понятия никто не имел. В то время президент страны Табо Мбеки с пониманием относился к людям, больным СПИДом. Министра здравоохранения прозвали Доктор Свекла за то, что он разводил специальные растения для борьбы с ВИЧ-инфекцией. Антиретровирусные препараты не были доступны вплоть до 2004 года и еще в течение многих лет их было трудно заполучить.
По данным переписи населения 2011 года, наследием такого безрассудного миропонимания и отрицания серьезных болезней стали 3 миллиона 370 тысяч южноафриканских детей в возрасте до 17, воспитанных одним родителем или оставшихся без родителей вообще. Большинство из них являются сиротами и около 64% ​​находятся на попечении бабушек, которые несут за них ответственность и стали для них вторыми мамами.
Большая разница в возрасте усложняет для бабушек общение с детьми. Дети не воспринимают всерьез их слова, когда они говорят им о ВИЧ-инфекции. Восьмидесятилетняя Дламини рассказывает, что ее внучка смеется, когда она пытается поговорить с ней о ВИЧ и СПИДе. Высокий уровень безработицы и преступности в городах, нищета усложняют задачу взрослым донести до детей понимание серьезности и необратимых последствий этих неизлечимых болезней.
56-летняя Франсина Молой вместе с годовалым правнуком Мтхобиши и внучками-близняшками 16-летними Тхули и Тхулисиль стоят перед своими небольшим домом в поселке Александра, Йоханнесбург, Южная Африка, октябрь 2012. Франсина стала воспитывать своих внучек после того, как их мать умерла от СПИДа 9 лет назад. Пожилая женщина не работает и у нее нет денег, чтобы купить девочками школьную форму, а где их отец никто не знает. В 2011 году она начала заботиться о своем внуке Мтхобиши. Франсина получает ежемесячное пособие в размере 70$, а также собирает картонные коробки, которые потом сдает на переработку. За эту работу женщина выручает по 8$ в день. «Когда я не могу уснуть, я постоянно думаю о ВИЧ-инфекции», говорит Франсина. «Это мой самый большой страх. Я очень боюсь, что мои внуки могут заболеть и умереть как их матери. Я хочу, чтобы они прожили хорошую жизнь».
На фото 81-летняя Агнес Дламини ее 9-летний внук Линделани и 13-летняя внучка Типхо, поселок Александра, Йоханнесбург, Южная Африка, август 2012. В 2003 году Дламини потеряла дочь, сына и невестку. Учитывая большую разницу в возрасте Дламини стесняется откровенно говорить о СПИДе, сексе и беременности со своими внуками. «Я не могу подобрать нужных слов,» говорит Агнес. «Кроме того, они думают, что я старуха, и не верят мне. Моя внучка всегда смеется надо мной, когда я пытаюсь поговорить с ней об этом».
На фото 71-летняя Элизабет Даниса со своими внуками 16-летним Сибусисо и 11-летним Мпхо. Когда Элизабет приехала в больницу, чтобы забрать свою дочь, которая проходила там лечение от ВИЧ-инфекции, она была сбита с толку ужасным известием о смерти дочери. «Занавески вокруг кровати были закрыты, и они сказали мне, что моей дочери уже нет в живых», рассказывает Элизабет. Она сразу же рассказала своим внукам, что их мать умерла. Элизабет постоянно ругается со своим старшим внуком Сибусисо, который постоянно требует денег. «Я так устала от всего этого,» признается женщина. «Я пытаюсь хоть как то сэкономить пособие, чтобы заплатить за его образование, а у него него уме только дороги вещи».
На фото 68-летняя Мария Рамотекоа с 18-летним внуком Матхабело (справа) и 15-летним Тхабаном. Мария Рамотекоа воспитывает внуков последние 10 лет. Сразу после того, как их родители умерли от СПИДа. До недавнего времени женщина заботилась о 15-летней внучке, пока та не забеременела и не ушла из дома. Каждый день Мария рассказывает своим внукам о страшном заболевании, унесшим жизни их родителей, но они не воспринимают всерьез ее слова.
На фото 56-летняя Виолет Мамогобо с 12-летней внучкой Лерато, Йоханнесбург, Южная Африка, сентябрь 2012. Когда ее дочь умерла от СПИДа в 2006 году, Виолет ничего не знала о ВИЧ. Сегодня она заботится не только о внучке, но и о своем ВИЧ-инфицированном сыне.
На фото 68-летняя Мария Мокхетоа с тремя внуками и правнучкой. «Мне приходится не легко. Моя дочь умерла 10 лет назад. С этого момента я стала полностью заботиться о своих внуках», говорит Мария. «Мои внуки с пониманием относятся, когда я говорю про ВИЧ. Ведь они знают, что это страшное заболевание оставило их без матери».
62-летняя Макхайа воспитывает свою 12-летнюю внучку с самого рождения. Ее мать умерла, когда девочка была еще совсем крохой. Потом она взяла на воспитание сирот Бренду и Финдиль. Бабушки, которые воспитывали девочек, тоже умерли. Больше всего Макхайю беспокоит поведение Финдиль. Она не слушается, не приходит домой вовремя и дружит во взрослыми мальчиками. Макхайа опасается того, что она может забеременеть, заразиться ВИЧ и закончить жизнь также так и ее мать.
Десять лет назад, дочь 59-летней Гертруды умерла от СПИДа, оставив ей на воспитание Шарман и Тобели, которые являются ВИЧ-положительными. У Тобели есть физические и психические отклонения. Чтобы смириться со смертью матери, ее старший внук Ронни начал злоупотреблять алкоголем. Гертруда страдает от постоянных головных болей, высокого давления и диабета. «Я со страхом думаю о том, что же будет с нами дальше», — признается женщина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий