четверг, 4 апреля 2013 г.

Куда делись миллиарды "Зенит-Арены"

Предположения о неэффективном использовании бюджетных средств или в значительной части просто их хищение при строительстве "Зенит-Арены" нашли документальное подтверждение. В отчете о совместной проверке Счетной палаты РФ и КСП Петербурга строительства стадиона, проведенной в 2012 году, фигурируют не только цифры, но и фамилии. Достраивать злополучную арену предстоит городу — федеральный бюджет и "Газпром" отказались это делать.

источник

Глава Контрольно-счетной палаты Петербурга Вадим Лопатников рассказал депутатам ЗакСа о финансовых нарушениях, выявленных при проверке сметы строительства стадиона на Крестовском. Он подчеркнул, что затраты на строительство стадиона на Крестовском вызывают большой интерес общества. По данным КСП, общая сумма финансовых нарушений, выявленных при проектировании и строительстве "Зенит-арены", составила примерно 11 млрд рублей. Кроме того, как накануне заявил Лопатников журналистам, проверяющие не нашли документальных подтверждений выполнения строительных работ по стадиону на общую сумму 3,8 млрд рублей.
Несмотря на озвученные данные, глава КСП предостерег депутатов и журналистов от преждевременных выводов, напомнив, что данные по нецелевому использованию средств при строительстве стадиона могут сильно меняться.
В конце прошлого года разразился скандал с удорожанием сметы строительства стадиона на Крестовском острове. Максимальная цифра, названная чиновниками, составила 44 млрд рублей, что сильно возмутило петербургскую общественность. По мнению ряда депутатов ЗакСа и экспертов, завышенная стоимость сметы ничем не оправдана и наводит на мысли о разворовывании бюджетных средств в гигантских масштабах.
Прокурор Петербурга Сергей Литвиненко заявил о возбуждении уголовного дела по статье "мошенничество", а также о том, что стоимость проведенных строительных работ завышена более чем на 500 млн рублей. Однако имена фигурантов уголовного дела прокурор пока не назвал. По последним данным, смета строительства "Зенит-арены" снизилась до 35 млрд рублей (почти на 20% по сравнению с прошлой цифрой).

Судя по тексту отчета, первые непонятные траты и сомнительные документы появились еще на стадии проектировки и демонтажа бывшего стадиона им. Кирова. Стадион еще в далеком 2002 году был отправлен на реконструкцию. В тогдашних ценах на эти цели город выделил 6 млн рублей. Ну а в 2004 году его было решено заменить новой ареной. При этом строительство предполагалось за счет средств "Газпрома".

"… Однако инвестиционные средства ОАО "Газпром" на проектирование и строительство указанного объекта привлечены не были", — поясняется в отчете. Далее КУГИ приняло решение о приватизации объекта. Для этого стадион был сначала переведен из числа федеральных памятников в региональные, а затем и вовсе вычеркнут из памятников из-за "аварийности" объекта.

Комитет по строительству как государственный заказчик Санкт-Петербурга по уничтожению (разборке) конструкций стадиона заключил на эти работы договор с ГУП "УКС Реставрация", которое заказало работы на сумму 73,472 млн рублей.

Здесь всплывает "Фонд капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта", которому делегировалась часть полномочий комитета по объекту. Счетная палата утверждает, что "На момент проведения контрольного мероприятия должность заместителя управляющего фонда по подготовке проектно-сметной документации и обеспечению строительства замещает Л.А.Кондратьева".

И тут же сказано, что она "является соучредителем четырех юридических лиц, привлекаемых для выполнения субподрядных работ". Упомянуто ОАО "КБ ВиПС", где Кондратьевой принадлежит 50% акций, а остальные ее гражданскому мужу. Были ли здесь махинации или нет, аудиторы не уточняют, но родство подозрительное.

По первоначальному протоколу от 23 августа 2006 года, стоимость стадиона оценивалась в 250 млн долларов США (присутствовали Валентина Матвиенко и Алексей Миллер). Ну а дальше начались накрутки и в каждом случае нарушения федерального и городского законодательства.

Во-первых незаконно, еще до получения результатов Госэкспертизы и не имея на то полномочий, зампред комитета по строительству Станислав Логунов в декабре 2006 года заключил контракт с ООО "СИНТЕЗ-СУИ" (ООО "АВАНТ") и "превысил свои должностные полномочия…, что в дальнейшем повлекло необоснованные траты бюджета Санкт-Петербурга на сумму 5,146 млрд рублей". "В его действиях усматриваются признаки состава преступления" по ч. 2 ст. 286 УК РФ, констатируют аудиторы — "Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства" (наказание от штрафа в 80 тысяч рублей — до лишения свободы до 6 лет). Впоследствии Логунов три года был руководителем ГАУ "Центр государственной экспертизы".

Контракт не был исполнен и за этим не уследил и.о. председателя комитета Николай Крутов, который затем подписал договор о расторжении контракта, в чем также, цитата: "усматривается признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.286"

"Засветился" в отчете проверки и тогдашний глава КИСП, а ныне министр транспорта РФ Максим Соколов, который подписал четыре контракта на выполнение одной и той же работы, а именно: "выполнение комплекса опытно-архитектурных работ — создание архитектурного решения…" стадиона. Цена каждого контракта — 2,85 млн рублей. Правда, эти работы производились в рамках архитектурного конкурса, однако аудиторы отмечают, что не были проведены конкурсные процедуры в рамках ФЗ-94 о госзакупках.
Далее эксперты указывают на завышение работ по обустройству свай (субподрядчик ООО "Старый город"), где "работы завышены вдвое по сравнению с иными субподрядчиками, выполняющие аналогичные работы". Ущерб 475 млн рублей.
Не выполнены, но оплачены работы ЗАО "Инжтрансстрой" в сумме 3,79 млрд рублей; "неправомерное применение повышающих коэффициентов отдельных видов работ", например "за уникальность", а именно при производстве сцепок арматуры на базе поставщика, хотя на самом деле таковых аудиторы насчитали лишь 3,4% от использованных. Цена вопроса 800,7 млн рублей.
Еще 113,7 млн рублей были неправомерно использованы при разработке грунта; 155,4 млн рублей ушли сначала на монтаж, а затем на демонтаж железобетонных конструкций в связи с изменениями проекта.
Стоит добавить "необоснованное применение коэффициента 1,08 к цене стальных конструкций" — превышение сметы на 276 млн рублей, и закупку пресловутых кресел, гарантийный срок которых 3-5 лет и по завершению стройки, когда их придется устанавливать, прежде нужно будет их списать и закупить новые (63 024 штуки — ущерб в размере 287,4 млн рублей).
В общей сложности стадион уже стоит более 1 млрд долларов, а первоначальный срок сдачи в 2008 году переносился неоднократно и теперь означенная дата — 2016 год. На 1 ноября 2012 года расходы городского бюджета на стройку составили 14,47 млрд рублей или 55,8% от лимита ассигнований и это еще без последних корректировок. Правда сам стадион к зиме был построен на 34,4%.
В этот же день депутат Борис Вишневский получил ответ из правительства РФ. Директор департамента промышленности и инфраструктуры Алексей Уваров сообщил, что федеральный бюджет не намерен вкладываться в стадион и не собирается как-то влиять на "Газпром" в этом вопросе. Газовый холдинг также заявил, что к процессу строительства "не имел и не имеет никакого отношения". То есть разбираться теперь будет только город. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий