Противоречия, накопившиеся в российской экономике за много лет, привели к тяжелой стагнации, пересилить которую уже не в состоянии ни призывы властей к "пятилеткам эффективного развития", ни попытки изобразить экономический рост через изменение параметров прогнозов. По крайней мере, в то, что в ближайшие годы экономика страны сможет демонстрировать рост на 5% и более, верят все меньше экспертов и представителей СМИ.
Примерно о том же свидетельствует и экономическая статистика первых месяцев нынешнего года. Так, в январе - феврале рост экономики в стране составил лишь 0,9% против прошлогодних 4,3%. Более того, в феврале рост замедлился до уровня сопоставимого со статистической погрешностью - 0,1%.
С тем, что в экономике далеко не все идет по плану, согласны уже даже представители соответствующих министерств. "Развитие экономики в начале года не означает рецессию, как в 2008 году, скорее мы трактуем это как паузу", - цитирует"Коммерсант Власть" заместителя министра экономического развития Андрея Клепача.
Однако, по мнению издания, если такая "пауза" затянется, то в апреле будет пересмотрен экономический прогноз на этот год. Минэкономразвития может пересмотреть прогноз среднегодовой цены на нефть Urals до $105 - 106 за баррель с нынешних $97. Впрочем, даже такое подкручивание не позволяет добиться необходимых показателей роста, что сводит до минимума возможность реализации прогноза долгосрочного развития до 2030 года.
В свою очередь, эксперты указывают на то, что причина снижения темпов роста носит системный характер и устранить ее при помощи одних только манипуляций с цифрами уже невозможно. "Экономика достигла предела из-за внутренних ограничений. Надо либо поддерживать рост за счет госинвестиций, либо убирать ограничения, проводить меры по защите собственности, независимости судов и так далее. То есть экономические реформы перетекают в политическую плоскость и затрагивают интересы правящего режима. Это ставит вопрос о сохранении монополии на власть", - цитирует "Коммерсант Власть" главного экономиста ФК "Открытие" Владимира Тихомирова.
По этой причине наиболее очевидным способом решения задачи, по мнению издания, является инвестированиесобственных средств. Убежденным сторонником наращивания государственных инвестиций в экономику является глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, призывающий использовать накопленные резервы для поддержания инвестиций в экономику. Так, по мнению МЭР, в текущем году необходимо дополнительно потратить около 300 млрд руб. При этом 200 млрд можно взять из пресловутой "кубышки", а оставшиеся 100 млрд провести как дополнительные доходы за счет превышения ценой на нефть прогнозных величин.
Минфин, как того и следовало ожидать, выступает против таких предложений. По мнению представителей министерства, использование резервов не улучшит общей экономической ситуации, но при этом ухудшит положение страны в случае наступления нового кризиса, как это было в 2008 году.
Не менее серьезным доводом против расходования резервных средств на стимулирование экономического роста является и крайне низкая эффективность подобных трат. В последнее время в стране существует сразу несколько мегапроектов, на которые уже израсходованы огромные средства, при всей сомнительности в их реальной экономической отдаче. Это Олимпиада-2014, ЧМ-2018, саммит АТЭС во Владивостоке, а теперь еще и программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. "Программа развития Дальнего Востока - это полная потеря реализма и чувства меры, - цитирует "Власть" завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергея Афонцева.
"Еще больше трат, еще больше денег. Все видят, насколько неэффективны траты на Владивосток, Сочи. И все равно хотят гигантских трат. Это очень плохой признак, когда окончательно полномочия по выдвижению, оценке и финансированию разбиты между ведомствами. Никого не интересует, как это будет выполняться, но всех интересует, чтобы цифры были побольше. Чтобы показать президенту и премьеру планов громадье, чтобы их похвалили. А за счет каких денег и какой от этого макроэкономический эффект, это никого не интересует. Это очень плохой признак системного разлада в механизмах управления экономикой", - добавил Афонцев.
Безусловно, в противостоянии МЭР и Минфина сложно найти правых и неправых. Однако уже на сегодняшний день можно констатировать, что общая ситуация в мировой экономике выглядит крайне неблагополучно, но это не позволяет исключать повторения сценария 2008 года. Перерастание перманентного кризиса в острую фазу может спровоцировать банкротство сразу нескольких крупных банков, выход из зоны евро отдельных стран или начало войны на Корейском полуострове.
Финансирование мегапроектов - процесс долгий и коррупционный, при всей неочевидности дальнейшей отдачи. В случае же развития событий в этом направлении кризис и падение будут носить моментальный характер, и средства на предотвращение его негативных последствий будут нужны сразу и в больших количествах, как это было в 2008 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий